Фрагмент для ознакомления
2
демократическое государство предполагает четко организованный порядок, соблюдение правовых предписаний всеми гражданами, в том числе и должностными лицами, и главное - реализация предоставленных возможностей должна осуществляться «не любой ценой», а исключительно гуманным, цивилизованным, т. е. подлинно демократическим способом .
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - не менее важный признак демократического государства. Во многом свобода реализации прав связана с политическим режимом государства. Именно в демократическом государстве права человека и гражданина могут реализоваться в полном объеме, и в случае их нарушения государство гарантирует их защиту. В современных условиях очевидны реальные сдвиги в плане реализации прав и свобод личности. Граждане используют свои профессиональные, материальные, трудовые навыки по своему усмотрению; свободно выражают свои взгляды и мысли; свободно проводят выборы в представительные органы власти и т. д. Вместе с тем полной реализации прав и свобод человека и гражданина ни государство, ни общество еще не достигло. Во многом население не уверено в прочной защите своих естественных прав (право на жизнь, сохранность имущества, защиту чести и достоинства и др.). Нет уверенности у многих граждан в справедливости при реализации трудовых отношений, как у частных работодателей, так и в государственных учреждениях. Поэтому можно сказать, что конституционные принципы реализуются, но далеко не теми демократическими методами, которые существуют в подлинно демократическом государстве.
По национально-государственному устройству Россия является конституционной федерацией. Конституция РФ 1993 г. закрепила федерацию, состоящую из 85 равноправных субъектов. При этом одни субъекты олицетворяют ту или иную меру национальной государственности (республики, автономная область, автономные округа), а другие - края, области, города федерального значения не являются по своему характеру национальными образованиями.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ в области национально-государственного устройства основы конституционного строя сформулированы следующим образом:
1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов федерации;
2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты - уставы и законодательство;
3) федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
В силу сложности политической и национальной обстановки в момент разработки проекта Конституции РФ, закрепленные в ст. 5 формулировки во многом носят компромиссный характер. Ввиду этих обстоятельств сегодня на практике возникают различные вопросы и неясности в положении субъектов федерации и их правовом статусе. Наиболее очевидны такие проблемы: обладают ли республики (государства) суверенитетом; существует ли подлинное равноправие между республиками (государствами) и всеми другими субъектами; является ли устав равноправным конституции; какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов» и т. д.
Эти и другие вопросы требуют тщательного анализа и обоснованных ответов, для того, чтобы Российская Федерация была прочным многонациональным государством, отвечающим интересам и потребностям каждого жителя страны независимо от его места проживания на территории России, национальности и занимаемого должностного положения.
Понятие и сама сущность правового государства неразрывно связано с демократией и включает в себя такие категории, как конституционное государство и принцип конституционализма. Правовое государство естественным образом предполагает верховенство права, ограничение властных полномочий четко определенными рамками закона, равенство в реализации прав как граждан страны, так и всех чиновников государства. В конце концов, правовое государство преследует цель окончательно уничтожить признаки патернализма в своей деятельности и служить добросовестно интересам народа .
Понятие правового государства многогранно, охватывает не только правовые категории, но и философские, экономические, политические, социальные, нравственные. Однако можно выделить наиболее важные признаки правового государства относительно предмета изучения: приоритет прав и свобод человека и гражданина; независимость судебной власти; верховенство конституции и надежность всей правовой системы; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.
Закрепив в Конституции РФ естественные права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя обязательства создавать все необходимые условия для их реализации и защиты. Важнейшим принципом правового государства является реализация условия: «Все, что не запрещено законом - дозволено гражданину» и, наоборот, «Все, что не разрешено законом - запрещено чиновнику». В принципе многие статьи Конституции РФ и федеральные законы именно на это и направлены. Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. На практике же нередко еще встречаются как нормы права, так и действия должностных лиц, которые нарушают права и свободы личности. С одной стороны, это объясняется объективными экономическими трудностями, ошибками законодателей, с другой - низким уровнем правовой культуры населения. Следует признать, что правовой грамоте, конечно, нужно учиться еще многим, ибо граждане должны учиться защищать свои права. Однако государство обязано обеспечивать надежными гарантиями и создавать прочный механизм незамедлительного исправления любых ошибок и нарушений для соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
. Конституционный принцип разделения властей и наделение судебной власти самостоятельностью служит важнейшим фактором гарантий прав и свобод человека и гражданина. Именно суды оперативно и беспристрастно могут восстанавливать нарушенные права личности. Для реализации этого принципа в демократическом правовом государстве должна быть обеспечена подлинная независимость судов от любых посягательств со стороны властных или общественных структур.
Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции РФ и обеспечен рядом других статей, закрепляющих несменяемость и неприкосновенность судей, финансирование судов только из федерального бюджета, демократические принципы судопроизводства и др. В отношении ограничения прав и свобод личности Конституция РФ прямо предусматривает исключительную прерогативу только судов (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению - ст. 22; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда - ст. 49 и др.).
Для реализации принципа независимости суда в настоящее время государством предпринимаются определенные меры: проводится судебная реформа, созданы новые квалификационные коллегии судей; повышается материальное и социально обеспечение судей; создан и начал действовать институт мировых судей и т. д. Разумный подход в проведении судебной реформы, правильный и своевременный подбор квалифицированных судей должны в обозримом времени создать подлинно независимую и самостоятельную судебную систему демократического правового государства.
Конституция государства обладает высшей юридической силой - это означает, что ни один нормативно-правовой акт, принятый в государстве, не может противоречить нормам и принципам конституции. На основе Конституции принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, законы субъектов федерации и нормативные акты органов местного самоуправления, которые создают стройную правовую систему государства. Прочность и надежность правовой системы заключается в том, что ни один акт этой системы не противоречит Конституции и тем самым создает надежную правовую базу конституционного правового государства .
Статья 15 устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Такое закрепление связывает государство с правом, т. е. обязывает всех должностных лиц действовать только в соответствии с законом и не допускать никаких отклонений.
Конституция предписывает, что все законы должны быть официально опубликованы, неопубликованные законы не применяются. Следует отметить, что с публикацией законов у нас в государстве проблем не было. В настоящее время все без исключения федеральные законы публикуются в официальных изданиях, сначала в «Российской газете», а затем в «Собрании законодательства Российской Федерации». Наиболее важным в жизни
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: офиц. текст от 10.07.1918 г. - СПС Консультант Плюс.
3. Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР: офиц. текст Постановления XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г. - СПС Консультант Плюс.
4. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: офиц. текст Постановления Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г. - СПС Консультант Плюс.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России: офиц. текст от 12.04.1978 г. - СПС Консультант Плюс.
6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. - 512 с.
7. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №11. - С. 43-54.
8. Актуальные проблемы конституционного права/ под ред. В. П. Журавлева, А. Э. Черноковой. - СПб. : ИВЭСЭП, 2012. - 519 с.
9. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции РФ. Постатейный. - М.: Проспект, 2015. - 272 с.
10. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. - 2003. - №11. - С. 55-64.
11. Витрук Н.В. К вопросу о «живом конституционализме» в контексте соотношения Конституции и политики //Конституционное право и политика: Сб-к материалов научной конференции / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2012. С. 74 -78.
12. Грачев Н. И. Основы конституционного строя как общеправовые принципы /Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 1 (18). - С. 12-18.
13. Гринберг Р С. Мифы постиндустриализма и проблемы реиндустриализации России. // Постиндустриализм. Опыт критического анализа. - М.: Науч. эксперт, 2012. - С. 4-10.
14. Добрынин Н.М. Конституционализм и политический режим в современном российском федерализме: обязательное и реальное //Конституционное право и политика: Сб-к материалов научной конференции / отв.ред. С.А. Авакьян. - М., 2012. – 312 с.
15. Добрынин Н.М. Фасадный конституционализм как практика современного конституционного строительства //Современные проблемы конституционного и муниципального строительстува: опыт России и зарубежных стран: Сб-к материалов международной научной конференции /Отв.ред. С.А. Авкаьян.- М., 2010. – 288 с.
16. Зорькин В.Д. Россия и её Конституция. // Журнал российского права. 2003. - № 11. - С. 8.
17. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006. - 568 с.
18. Кабышев В.Т., Колесников Е.В., Мамонов В.В., Пряхина Т.М. Достойный вклад в исследование теории конституции // Журнал российского права. - 2005. - № 7. - С. 151-154.
19. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №2. - С. 9-19
20. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.- сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. - М., 2000.
21. Кравец И.А. Конституционализм: устойчивость власти и общественного развития. - Новосибирск, 1994. С. 9 -11.
22. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т.1. - М., 1961.
23. Лукашева Е. А. Права человека и процесс трансформации постсоциалистического общества // Права человека - индикатор современного развития России: материалы международной научно-практической конференции. - М.: Московский гуманитарный университет, 2015. - С. 14 - 25.
24. Лукьянов А. И. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года (1962-1977 гг.). http://constitution.garant.ru/science- work/modern/3001/.
25. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). - М., 2000. 192 с.
26. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
27. Мазурин С.В. Актуальные проблемы правового значения Конституции РФ //Социология и право, 2013, № 22, С.46-51
28. Макушин А.А. Логика и конструкция конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7. - С. 2-8.
29. Макушин А.А. Сущность конституции //Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6. - С. 2-4.
30. Мамитова Н.В. К вопросу об эволюции конституционализма в России //История государства и права. 2010. № 12. С. 2-4.
31. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 1997. 650 с.
32. Пархоменко А. Г. Конституционные идеи и практика 60-х - 70-х годов XX столетия // Государство и право. - 2012. - № 4. - С. 77 - 81.
33. Ромашов Р.А Идейно-теоретические предпосылки современного конституционализма //Проблемы и предпосылки российского конституционализма. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП / Научн.ред. И.Л. Честнов. Вып. 2. - СПб., 2000.
34. Ромашов Р.А. Современный конституционализм (Теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. 406 с.
35. Сапун В.А. Конституция Российской Федерации и уровень доверия к праву //Социология и право, 2013, № 22, С.5-10
36. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - М.: Норма, 2010. - 672 с.
37. Степанов И.М. Грани российского конституционализма (ХХ век) //Конституционный строй России. М.: Изд-во ИГиП РАН. 1992. Вып. 1. - С. 30-47
38. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. М.: Манускрипт, 1996. — 108 с.
39. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К..Бабаева. 3-е изд. - М., 2013.
40. Честнов И.Л. Онтология конституционализма //Проблемы и перспективы российского конституционализма. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП / Научн. ред. И.Л. Честнов. Вып.2. - СПб., 2000.